к предыдущей части текста сайт НВК «Позиция»

Позиционный Метод

Метод - это средство абстрактного уровня, которое особым образом структурирует как восприятие, так и деятельность человека, привносит упорядоченность туда, где раньше был хаос. Используя это средство, человек способен более адекватно воспринимать действительность и целенаправленно изменять ее в нужном ему направлении.

Структурированность восприятия, которую обеспечивает метод, позволяет отделять ключевые явления от второстепенных, дает возможность разделять причины и следствия, позволяет сосредоточивать внимание на сущностных закономерностях, а не на поверхностных деталях.

Существует психологический тест, на примере которого легко понять, что такое структурированность восприятия. Человеку предъявляют картинку с изображением нескольких предметов или, например, набором слов. Задача заключается в том, чтобы проанализировать эти предметы или слова, понять, что их объединяет, и выделить тот элемент, который явно выпадает из общей группы. И, скажем, если на такой картинке изобразить мало знакомые человеку предметы или написать редко употребляемые понятия, то далеко не каждый сможет справиться с этой задачей. Иначе говоря, решить эту задачу возможно только в том случае, если восприятие человека должным образом структурировано.

Структурированность деятельности, которую обеспечивает метод, позволяет в конкретной ситуации правильно ставить перед собой цели, определять наиболее эффективный комплекс действий, формировать необходимую их последовательность и придавать им требуемый характер.

Для достижения любой цели человек, как правило, осуществляет ряд последовательных шагов, при этом каждый сделанный шаг обогащает его новым опытом, меняет его представления о последующих действиях. Сделав шаг, человек принимает решение о направлении следующего шага. И каждый раз он делает это на основании имеющихся у него представлений и полученных на предыдущем шаге результатов, делая выбор одного направления из нескольких альтернатив. И так до тех пор, пока не достигнет цели.

Так вот, человек, деятельность которого не структурирована, будет совершать множество бесцельных хаотичных действий, которые далеко не всегда приведут его к нужному результату. Иначе говоря, такой человек будет совершать приблизительные действия и получать приблизительный результат. О структурированности деятельности можно говорить в том случае, если у человека есть отчетливое представление о направлении, в котором он движется, критерии, с помощью которых он может судить об отклонении от этого направления, понимание приемов и способов реализации этой деятельности, позволяющее получать конкретный результат. Человек, деятельность которого структурирована, в описанной выше ситуации достигнет цели по наикратчайшему пути и, в конечном итоге, получит точный результат с минимальными затратами.

Вывод, который следует из вышесказанного, может показаться неожиданным, но метод - это не удел методологов и философов, а основа деятельности любого человека. Другой вопрос - насколько он осмыслен каждым конкретным человеком. И если осмыслен, то человек успешен в тех сферах деятельности, которые данный метод структурирует. Таким образом, метод позволяет не только осмыслять действительность на глобальном уровне, но и дает возможность осуществлять совершенно конкретные действия в конкретных ситуациях.

НВК "Позиция" разработала Позиционный Метод, благодаря которому стали понятны закономерности духовного развития как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Человек занимает определенную позицию по отношению к обществу, а общество - по отношению к человеку. В своем развитии они переходят с позиции на позицию. Переходы эти строго закономерны и взаимосвязаны: общество воспитывает человека, а он, вырастая в духовном плане, начинает формировать общество. С практической точки зрения наиболее важным является тот факт, что люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую позицию они занимают.

Позиционный Метод затрагивает все сферы общественного существования, поскольку везде присутствует человек с его способностями. Но в настоящее время реализация Позиционного Метода наиболее полно проработана в сфере управления, поскольку именно она является ключевым звеном общественных преобразований. Дело в том, что концентрация усилий на организации эффективного управления позволяет относительно малыми средствами добиться значительных результатов.

С помощью Позиционного Метода разработана позиционная теория управления, в которой на качественно новом уровне осмыслена сущность управления. Создан тест «Позиция», с помощью которого позицию человека можно измерить и выразить в количественном виде. Разработана и внедрена в практику позиционная диагностика систем управления, благодаря которой впервые появилась возможность оценивать ключевые свойства систем управления. Наконец, разработан подход к формированию позиционной кадровой политики, который и положен в основу настоящей Концепции.

Сущность позиции человека

Слово позиция известно давно. В целом оно обозначает положение, расположение и с этим значением применяется во множестве контекстов. Одно из значений в "Словаре иностранных слов" представлено как переносное или фигуральное - это точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопросу, определяющее характер действий, поведения. Именно это значение и совпало, по сути, с тем смыслом, который вкладывается в понятие позиция в Позиционном Методе.

Однако важно не совпадение. Важна разница: после тщательного рассмотрения понятия позиция станет ясно, что его смысл значительно расширился. Причем расширился настолько существенно, что это позволило создать Позиционный Метод и реализовать его в сфере управления.

Отношение: зависимость или свобода

Разобраться с тем, что такое позиция, можно через понятие отношение. Когда человек сталкивается с каким-то явлением, другим человеком, символом, да с чем угодно (назовем это предметом отношения), он вырабатывает отношение к тому, с чем столкнулся. Содержательно это выглядит так, что человек соотносит себя с этим предметом, прикладывает свои способности, свои возможности к свойствам предмета отношения, соизмеряет с этими свойствами свои намерения, а если в качестве предмета выступает другой человек, то пытается понять и оценить его намерения в свой адрес. Короче, производится всесторонняя оценка ситуации предполагаемого взаимодействия с этим предметом. В результате человек принимает решение о том, что он сам может делать по отношению к этому предмету и чего ему следует ожидать в ответ.

Отношение - это связь человека с предметом отношения. Связь эта может быть осознанной или подсознательной, очень прочной или эфемерной, наполненной содержанием или едва оформившейся. В любом случае она содержит в себе диапазон возможных действий человека, направленных на предмет отношения, а также ожидания по поводу возможного воздействия этого предмета на самого человека.

Причина, по которой человек вырабатывает отношение ко всему, с чем сталкивается, проста: ему нужно знать, как себя вести при тех или иных обстоятельствах, в каких случаях действовать активно, наступательно, а в каких пассивно подчиняться, уступать. Когда человек соотносит себя с кем-либо или чем-либо, он решает главную задачу - зависим он или свободен. Зависимость означает, что человек оценил свои возможности по отношению к предмету как незначительные, а вот возможное воздействие предмета на себя как непреодолимое. Фактически, он лишен какого бы то ни было выбора. И наоборот, свобода - это такая оценка своих возможностей, которая позволяет человеку активно воздействовать на предмет, менять его свойства. В этом случае он действует так, как хочет действовать, невзирая на обстоятельства и их давление.

Адекватность вырабатываемого отношения определяется адекватностью восприятия человека, поэтому очевидно, что при реальном, а не предполагаемом взаимодействии с предметом отношение неизбежно будет изменяться. Если раньше человек предполагал, то теперь он на своем опыте знает, каковы реальные свойства этого предмета. Из этого следует один важный вывод: чем больше и разнообразнее человек действует, тем адекватнее становится его восприятие, тем адекватнее он соотносит себя с различными явлениями, тем более свободным он себя осознает.

Второй - еще более важный - вывод заключается в том, что в момент выработки отношения только от самого человека зависит, как он будет относиться к чему-либо или кому-либо, это и есть та самая свобода воли. А вот уже после выработки отношения он зависит не от обстоятельств, а только от собственных представлений. Вот почему так важно постоянно пересматривать свое отношение: по сути именно к этому сводится духовное развитие. В качестве примера уместно вспомнить восточные единоборства, где победа человека в схватке определяется не силой его мышц, а силой духа. Здесь слабый телом побеждает более сильного противника за счет изменения собственного отношения как к своим возможностям, так и к силе соперника.

Позиция как результат самоопределения

Отношение всегда предметно, достаточно конкретно и напрямую связано с восприятием, т.е. оно единично по своей сути. Но вокруг человека множество людей, предметов, явлений, понятий - всего того, что можно назвать Действительностью, пространством, в котором человек действует в широком смысле этого слова. И чтобы успешно существовать в этом пространстве, человек вынужден определяться, как он соотносит себя с этой Действительностью. Для этого каждый человек вырабатывает собственное мировоззрение, в котором пытается увязать для себя множество разнородных явлений в единую картину мира, при этом самым важным для него является ответ на вопрос: "Что есть Я по отношению к Действительности, и что есть Действительность по отношению ко мне?". Ответ на этот вопрос, по сути, и является Позицией человека. Иначе говоря, Позиция - это результат самоопределения человека по отношению к Действительности.

Позиция начинает формироваться в тот момент, когда человек делает первую попытку взаимодействия с внешним миром. Сначала он вырабатывает отношение к чему-то, потом пробует действовать, добивается успеха или терпит неудачу, на основании чего делает выводы и корректирует свое отношение. Из множества отношений, из множества выводов у него начинает складываться какая-то достаточно целостная картина, в которой он позиционирует себя по отношению к миру. Если его предыдущие попытки заканчивались удачно, то человек делает вывод, что способен и далее действовать столь же успешно, что теперь весь мир у его ног, стоит только захотеть. И, наоборот, при частых неудачах человек делает вывод, что ни на что не способен повлиять, что самое благоразумное - подчиниться обстоятельствам. Очевидно, что Позиция в этих случаях будет разная.

Первый контакт с внешним миром приходится на детство, поэтому огромную роль в формировании позиции играет окружение ребенка, в первую очередь, родители - люди, вводящие его в мир. Они могут поощрять активность ребенка, поддерживать его в неудачах, разъяснять ему сделанные им ошибки. Либо, наоборот, постоянно одергивать его, чтобы не высовывался, шикать, если он делает что-то по-своему, высмеивать его промахи. По мере роста человек расширяет границы своей действительности. В начале жизни он контактирует с ограниченным количеством предметов и узким кругом людей. Постепенно круг этот расширяется: семья, друзья и знакомые, детский сад, школа и институт, общество. И на каждом шаге человек вынужден самоопределяться, на каждом шаге должен занимать определенную позицию. При этом его позиция либо каждый раз остается прежней, либо по каким-то причинам начинает меняться, т.е. человек развивается духовно.

Для полноты картины следует отметить, что когда человек выстраивает свое мировоззрение, только от него зависит масштабность его взгляда. И здесь нужно различать субъективную действительность как пространство всех возможных действий конкретного человека и Действительность в целом как пространство возможных действий Человека вообще. Соответственно, различается позиция как самоопределение конкретного человека по отношению к ограниченному кругу предметов и Позиция как самоопределение этого человека к Действительности в целом. Остается добавить, что если рассматривать Действительность в целом, то Человек позиционируется по отношению к ней в качестве Творца: "Обладаю ли Я свободой воли? Могу ли что-то изменить в мире? Как соотносится моя свобода воли со свободой воли всех остальных?". В этом случае Позиционный Метод выделяет семь Позиций, занимая каждую из которых, Человек проходит путь от эгоцентричного индивида до Бога. А те изменения, которые он производит вокруг себя, в конечном итоге выливаются в духовное развитие Общества в целом, которое сегодня находится всего лишь на второй Позиции.

Как бы голословно это ни звучало, но Позиционный Метод объективен. Поэтому он неизбежно изменит общественное сознание, существенным образом преобразует общественную практику. Это произойдет не сразу, постепенно. А пока задача ставится гораздо проще - как можно шире продемонстрировать общественности действенность Метода. Именно для этого он направлен, прежде всего, на решение сугубо практической задачи - повышение эффективности управления. И в этом плане, поскольку подавляющее большинство людей ограничивает свое мировоззрение рамками общества, вполне достаточно рассматривать субъективную действительность человека и его позицию по отношению к ограниченному кругу предметов, т.е. рассматривать духовное развитие личности в обществе: "Что есть Я по отношению к обществу? Что есть общество по отношению ко мне? Могу ли я что-то изменить в обществе или вынужден подчиняться мнению большинства?".

Позиция личности в обществе

Человек - это индивид, "обреченный" на общественное существование: он еще только родился, а общество уже начинает регламентировать его существование. Чтобы выжить, ему достаточно удовлетворять свои потребности, но процесс удовлетворения так или иначе связан с другими людьми. Вот почему человек всегда вынужден соотносить себя, свои потребности и желания с окружающими людьми.

Когда человек самодостаточен, озабочен исключительно удовлетворением своего хочу и смотрит на все вокруг только через призму своих желаний, его отношение к окружающему миру можно охарактеризовать как эгоцентризм: "Есть мое Я в центре мира и ничего, кроме моего Я, а все остальное - лишь средства для удовлетворения моего хочу или помехи на пути к получению удовольствия". Такой человек занимает самую низшую ступень духовного развития - позицию Силы. Это означает, что он не считается с другими людьми и берет свое в одностороннем порядке, применяя для этого силу в широком смысле слова. А что еще ему остается делать, если другой человек, интересы которого затронуты в этот момент, начинает сопротивляться? Впрочем, если тот сильнее, приходится подчиняться, потому что человек на позиции Силы понимает только язык силы.

Общество для такого человека неизбежно выступает в качестве непреодолимой силы, т.е. по отношению к нему, человек вынужден занимать подчиненную, зависимую позицию. Но в любом человеке всегда присутствует стремление к самореализации, поэтому вполне объяснимо желание такого человека сохранить хоть какое-то подобие свободы.

Способ, который выбирает для этого одна часть людей, заключается в пассивном уходе от давления общества. Осознание невозможности что-либо изменить в окружающей действительности побуждает такого человека создавать свой иллюзорный внутренний мир, где он, естественно, волен делать, что хочет. Практически, это уход в мир потребления: человек как бы замыкается в ограниченных рамках собственных удовольствий и переживаний. Ему ни до чего нет дела, его интересует только свое хочу, от которого он, будучи не в силах отказать себе ни в чем, начинает зависеть. А поскольку Я такого человека в сравнении с обществом ничтожно мало, он позиционирует себя по отношению к обществу как маленького человека, от которого практически ничего не зависит. Более точно его позицию можно назвать пассивной позицией Силы.

Другая часть людей в этой ситуации не хочет смиряться со своим зависимым положением и начинает активно избегать давления общества, противопоставляться ему. Человек осознает, что общество состоит из людей и именно через них осуществляет свое давление. Он понимает, что эти люди действуют по каким-то законам, руководствуются какими-то представлениями, имеют достоинства и недостатки - одним словом, уязвимы. Это понимание побуждает такого человека развивать самостоятельность мышления и за счет этого достаточно легко уходить от формального давления в каждой конкретной ситуации, используя для этого уязвимость конкретных людей.

Активная позиция выставляет такого человека на суд общественности. В этой ситуации он вынужден как-то оправдывать свой эгоцентризм в глазах окружающих. Именно с этой целью он старается обосновать свою зависимость от хочу, подводит под это целую философскую базу. Позиция такого человека характеризуется как активная позиция Силы.

Воздействуя на индивидов, общество заинтересовано сформировать в них сознательность. Именно об этом говорится: "Бытие определяет сознание". Сознание - это совместное знание о том, что когда интересы людей пересекаются, нужно ориентироваться не на свое хочу, а руководствоваться общепринятыми нормами, действовать так, как надо.

Формированию сознания способствуют два фактора: расширение границ потребления и, как это ни странно, то же самое хочу. Сталкиваясь с интересами других людей, получая от них в каких-то случаях поощрения, а в каких-то - реакции неодобрения, человек начинает осознавать, что потребительская жизненная позиция не одобряется в обществе, а отдельные деяния и вовсе преследуются и наказываются по закону. Именно в этот момент у такого человека появляется стремление к стабильному существованию в обществе, и он в своей деятельности начинает руководствоваться соображениями личной безопасности. Он хочет жить, не только получая удовольствия, но еще и спокойно.

Теперь он отчетливо осознает, что когда его хочу пересекается с надо, ему гораздо выгоднее действовать в соответствии с нормами, потому что это позволяет ему не опасаться за последствия своих деяний. "Пока я действую в рамках дозволенного, я - в безопасности. И наоборот, выход за рамки общепринятых норм чреват последствиями, опасен для меня". Фактически, выполнение нормы для такого человека становится приоритетнее, чем удовлетворение своего хочу, т.е. он освобождается от прежней зависимости. Именно поэтому в центре его осознания находится уже не собственное Я, а эта норма, и теперь это - нормоцентризм: человек перестает быть индивидом, отделенным от всех завесой собственных потребностей, и становится полноправным членом общества, коллективистом. Позиция, на которую он перешел, называется позицией Логики, потому что теперь в своей деятельности он сознательно руководствуется логикой общественного сосуществования.

Очень важным аспектом нормоцентризма является осознание человеком того, что на его личную безопасность могут повлиять действия других людей. Он осознает, что его стабильность находится под угрозой, если окружающие люди выходят за рамки общепринятого. Именно поэтому прямым интересом этого человека является стремление оказывать на окружающих активное стабилизирующее воздействие, удерживать их в рамках норм.

Итак, на позиции Логики человек выходит за рамки своих потребностей и в ситуации выбора между хочу и надо способен действовать свободно. Но логика общественного сосуществования заставляет человека самоопределиться по отношению к общепринятым представлениям, занять определенную позицию по отношению к тому, что считается правильным.

Желание жить стабильно, забота о собственной безопасности вынуждают человека принимать без критики то, что поддерживается большинством. Ведь он сознательно пошел на то, чтобы действовать, как все, зачем же теперь подвергать сомнению истинность общепринятых представлений? И теперь он воспринимает интересы социума выше интересов отдельно взятого члена общества, т.е. относится к ним, как к непреодолимой силе, зависит от них. Вспомним Маяковского: "Единица - ноль, единица - вздор. Голос единицы тоньше писка". Это называется социоцентризм: "Общество хочет, чтобы все думали одинаково. Разве этому можно противостоять?"

Логика общественного сосуществования является развивающим фактором для индивида и дает ему возможность освободиться от зависимости от своего хочу, стать коллективистом. И в то же самое время эта логика ставит коллективиста в зависимость от общепринятых представлений. Т.е. нормоцентризм и социоцентризм - это две стороны позиции Логики, это свобода и зависимость человека, занимающего эту позицию.

Общественное сознание - это внешнее знание для индивида. Авторитетное, непререкаемое, поддерживаемое большинством. Для человека на позиции Логики правильным является все, что одобрено большинством, подкреплено опытом многих других. Причем собственно правильность его даже не интересует: довольно распространено явление, когда человек точно знает, что действует неправильно, но оправдывает себя рассуждением типа "так действуют все".

Однако в этой ситуации какая-то часть людей не желает находиться в зависимости от мнения большинства, не хочет быть, как все. При этом закономерно возникают ситуации, когда знания, приобретенные такими людьми, входят в противоречие с общепринятыми. В этом случае человек постоянно встает перед выбором: ориентироваться ему на всех, т.е. руководствоваться логикой общественного сосуществования, или принимать решение наперекор большинству, т.е. руководствоваться собственными критериями.

Стремление к независимости, желание быть не таким, как все, предопределяют исход этого выбора: такой человек освобождается от логики общественного сосуществования и начинает мыслить самостоятельно. Главное в самостоятельности мышления - критерий правильности находится внутри человека. Такой человек не нуждается ни в одобрении других, ни в их согласии. В принятии решений он руководствуется своими внутренними знаниями, которые составляют основу его мировоззрения и выстраданы им на собственном опыте. Вот почему позиция, которую занимают такие люди, называется позицией Знания.

У человека на позиции Знания отношение к окружающей действительности характеризуется как эгоизм: "Все, что происходит вокруг, преломляется через мое Я, соотносится с моим мировоззрением, с моими собственными критериями правильности. И я свою правильность готов нести другим людям". Благодаря такому отношению он становится личностью, активность которой направлена на то, чтобы изменить общественное сознание, сделать его более правильным.

Таким образом, вырабатывая свое отношение к окружающему миру, люди позиционируют себя по отношению к обществу тремя разными способами.

В конечном итоге Позиционный Метод со всей очевидностью показывает, что, занимая разные позиции, люди кардинально отличаются друг от друга, потому что по-разному относятся к себе, к своим возможностям что-то изменить в жизни, по-разному воспринимают происходящее с ними и по-разному действуют в сходных обстоятельствах. Сказанное в полной мере относится и к сфере управления.

Позиции и способности к управлению

Управленческая деятельность - это всегда деятельность на благо других людей, в интересах производства, общества. Управленец не принадлежит себе: работа требует от него постоянной самоотдачи. Вот почему главное, что отличает управленца от обычного человека, - это независимость от своего хочу, т.е. способность сознательно поступаться собственными интересами ради интересов дела. При этом сознательность должна быть не индивидуальной, а коллективной, потому что управленец должен отвечать не столько за свои действия, сколько за действия других людей, т.е. быть еще и нормоцентристом.

Из этого следует, что человек на позиции Силы не способен быть управленцем, потому что не способен брать на себя ответственность. Такой способностью начинает обладать лишь человек на позиции Логики. Нормоцентризм - минимальное необходимое условие для отделения людей, способных к управленческой деятельности, от неспособных. Именно это свойство делает человека ответственным и надежным.

Особенность управленческой деятельности заключается в том, что управленцу часто приходится решать задачи со многими неизвестными. Одно дело - ответственно исполнять чьи-то указания, совсем другое - принимать решения самостоятельно. Ответственный исполнитель способен действовать лишь в рамках того, что он знает, т.е. достаточно фиксировано, догматично. И если у такого управленца нет конкретных знаний, как действовать в подобной ситуации, он окажется неспособным принять правильное решение. Вот почему способность действовать самостоятельно, не зависеть от общепринятых представлений, авторитетов, догм и стереотипов существенно отличает одних управленцев от других.

Опора на внутренние критерии, стремление иметь свой собственный взгляд на происходящее - достаточное условие для выделения самых способных управленцев среди всех остальных, поскольку у них появляется независимое мышление. Нестандартное, опирающееся на внутренние критерии правильности, основанное на логике собственного мировоззрения. И если в дополнение к этому у человека высокий уровень эгоизма, то можно говорить о способности к лидерству. Такой способностью обладает человек на позиции Знания.


к следующей части текста