к предыдущей части текста сайт НВК «Позиция»

Количественная оценка позиции

Люди на разных позициях значительно отличаются друг от друга во всем: в восприятии ситуаций, в поведении, в способах принятия решений. Только словами трудно передать, насколько принципиальна эта разница, потому что речь идет о совершенно новом явлении в общественной практике. Но можно просто указать на людей, занимающих разные позиции, и тогда разница станет очевидной. Особенно, если при этом отметить, на что следует обратить пристальное внимание. Дело в том, что именно позиция человека определяет его способности к управленческой деятельности. И самое ценное заключается в том, что позицию человека можно измерить и выразить в количественном виде.

Тест «Позиция»

Тест «Позиция», с помощью которого производится такая оценка, был сконструирован в соответствии с базовыми принципами Позиционного Метода. Первое применение теста для системной оценки управленческих способностей руководителей и специалистов состоялось в 1990 году. С тех пор протестировано около 5000 человек. При этом исследовались как управленческие способности отдельных лиц, так и управленческие системы самых различных организаций: промышленных предприятий, банков, страховых компаний, научных и творческих коллективов. Исследованию подверглись около 80 малых, средних и больших предприятий. Помимо этого тест был апробирован для диагностики учебных курсов в нескольких ВУЗах, и даже на одном из кораблей военного флота.

Все это время проводилось наблюдение за частью протестированных лиц в условиях реальной управленческой деятельности, изучались характерные для того или иного сочетания оценок особенности поведения конкретных людей в различных ситуациях, проводилась оценка действенности теста с привлечением независимых экспертов. Какая-то часть людей тестировалась несколько раз с интервалами от нескольких недель до года.

Результаты этого масштабного испытания неизменно подтверждали правильность как Позиционного Метода, так и позиционной теории управления. Руководители, применяющие тест в своей практике, утверждают, что чем дольше они пользуются информацией о людях, полученной с помощью теста «Позиция», тем больше убеждаются в том, насколько это необычный и точный инструмент. Тест позволил им отчетливо увидеть в людях то, что ранее просто не различалось - позиции, которые они занимают, и ту разницу в их действиях, которая обусловлена этими разными позициями.

Соотношение зависимостей и свобод

Оценка позиции базируется на том, что через совокупность отношений к различным явлениям определяется степень зависимости человека от внешних обстоятельств, а также уровень его готовности активно изменять эти обстоятельства. Фактически, тестируемому предъявляются высказывания, моделирующие отношения человека к различным обстоятельствам, как если бы он занимал при этом одну из позиций. Если человек соглашается с каким-то высказыванием, это означает, что позиция, которую он реально занимает, в данном конкретном отношении совпадает с предъявленной. В зависимости от количества совпадений можно уверенно судить об их случайности или закономерности, и если совпадения оказываются закономерными, произвести их количественную оценку.

Другими словами, тест «Позиция» позволяет оценить, насколько свойственны человеку эгоцентризм, нормоцентризм, социоцентризм и эгоизм. Каждое свойство отображается конкретной оценкой по соответствующей шкале теста.

Согласно Позиционному Методу позиция может быть выражена через количество степеней свободы. Так, у человека на пассивной позиции Силы 0 степеней свободы, на позиции Логики - 1 степень свободы и на позиции Знания - 2 степени свободы. Если образно сравнить переход с позиции на позицию с выходом в пространство с соответствующим количеством координат, то можно составить представление о том, что стоит за каждой такой единицей.

Активная позиция Силы, как и позиция Логики, характеризуется 1 степенью свободы. Но следует особо подчеркнуть, что эти степени принципиально различаются. Если на позиции Логики степень свободы говорит действительно о свободе, то на активной позиции Силы речь идет об усилении зависимости. Вот почему данная степень свободы обозначается как отрицательная. И по той же причине руководители с высоким уровнем эгоцентризма оказывают негативное влияние на систему управления. Именно они называются негативными лидерами.

Для практических целей описания позиции человека степень свободы применяется успешно и давно, но все же это - достаточно крупный шаг измерения: если пользоваться только такими градациями, то теряются детали. На самом деле, степень свободы - это составная величина: чтобы перейти с одной позиции на другую, человек сначала должен освободиться от зависимости, а затем научиться пользоваться приобретенной свободой. И самое интересное заключается в том, что эти две составляющие в человеке - зависимость и свобода - вовсе не исключают друг друга. Например, открывается клетка (освобождение от зависимости), в которой человек сидел долгое время: казалось бы - свободен, а он настолько привык к неволе, что просто боится выходить (не в состоянии реализовать полученную свободу).

Собственно оценка позиции сводится к определению того, как соотносятся зависимости и свободы у тестируемого человека. Для этого значение оценки по каждой из 4 шкал теста интерпретируется особым образом.

Графическое изображение результатов группового анализа
Рис.1 Графическое изображение результатов группового анализа

Говорить об освобождении от зависимости или приобретении свободы можно тогда, когда оценка по соответствующей шкале переходит середину. В левой части рис.1 показано условное обозначение пары шкал, у каждой из которых одна половина закрашена, а другая нет. Закрашенная половина означает, что оценка по данной шкале находится именно здесь. Левая шкала в паре всегда оценивает зависимость: если в ней закрашена верхняя половина, то зависимость высокая, если нижняя - налицо освобождение от зависимости. Правая шкала в паре оценивает свободу: если в ней закрашена нижняя половина, то человек несвободен, может лишь рассуждать, но не готов к действиям, если верхняя - свободен и активно действует по отношению к окружающим людям.

Всего для каждой пары шкал существует 4 возможных сочетания полушкал, а для всех шкал, о которых шла речь, насчитывается 16 сочетаний. Каждое такое сочетание обозначается пиктограммой, которая графически отображает конкретное соотношение зависимостей и свобод (в правой части рис.1 приведена одна из 16 пиктограмм с обозначением шкал). Фактически, тест "Позиция" относит оценки любого человека к одному из этих сочетаний. Это дает возможность утверждать, что множество людей с таким сочетанием полушкал образуют однородную позиционную группу, т.е. все они занимают сходную позицию по отношению к обществу, всем им свойственны сходные мотивы деятельности в тех или иных условиях, все они очень похоже реагируют на те или иные обстоятельства.

Таким образом, оценки, полученные с помощью теста "Позиция", позволяют отнести любого человека к одной из 16 групп, т.е. охарактеризовать его в аспекте присущих ему зависимостей и свобод. Это дает возможность понимать мотивы его деятельности и точно прогнозировать, как такой человек будет действовать при определенных обстоятельствах.

Позиционная модель личности в обществе

Как уже говорилось, позиция - это самоопределение человека по отношению к окружающему миру, обществу, в котором он живет. Если взять разных людей и рассмотреть, как они соотносят себя с обществом, то все возможные позиции, которые они занимают, можно уложить на одном отрезке. Один конец этого отрезка (назовем его полюсом) будет обозначаться эгоцентризм, противоположный - нормоцентризм. Если теперь перпендикулярно этому отрезку построить еще один и уложить на нем все позиции разных людей по отношению к общепринятым представлениям, то на одном полюсе окажется социоцентризм, на другом - эгоизм.

Взаимное расположение отрезков таково, что помимо указанных полюсов можно выделить еще 4 синтетических полюса, каждый из которых обобщает свойства тех полюсов, между которыми он лежит.

Поскольку эгоизм и нормоцентризм характеризуют свободу человека, то полюс, который лежит между ними, называется активность - продиктованные свободным выбором действия, направленные на изменение среды существования. Эгоцентризм и социоцентризм характеризуют зависимости человека, поэтому полюс, который лежит между ними, называется реактивность - вынужденное реагирование на обстоятельства, которые воспринимаются как непреодолимая сила.

Полюс между эгоцентризмом и эгоизмом называется самоидентификация, смысл которой заключается в том, что для оценки правильности собственных решений и действий человек не нуждается во мнениях других людей, а руководствуется внутренними критериями и ценностями. Полюс между социоцентризмом и нормоцентризмом называется социоидентификация и означает, что правильность собственных решений и действий человек сверяет с реакциями и оценками других людей.

На рис.2 изображена Позиционная модель личности в обществе. Здесь показано взаимное расположение всех 8 полюсов. Пространство между этими полюсами называется позиционным: оно включает в себя все возможные варианты самоопределения человека по отношению к обществу. И если в этом пространстве расположить 16 групп, о которых говорилось выше, каждая из них займет совершенно определенное место.

Как уже говорилось, каждая группа обладает определенным набором ключевых свойств. Для определения этих свойств достаточно рассмотреть расположение группы относительно отрезков, соединяющих полюса. Каждый отрезок делит позиционное пространство пополам, и все группы, попадающие в одну половину, характеризуются одним свойством, в другую - противоположным. Название соответствующей половине дает полюс, перпендикулярный отрезку. Скажем, если рассмотреть на модели горизонтальный отрезок, то для всех групп выше него характерно такое свойство, как активность, а для всех, что ниже, - реактивность.

Если известна группа, то модель и подробное описание шкал позволяют дать исчерпывающую позиционную характеристику любому человеку. Так, например, люди, попадающие в группу «Модификатор», обладают следующими ключевыми свойствами: нормоцентризм, эгоизм, активность и социоидентификация. Это означает, что они ориентированы на поддержание стабильности, ответственно относятся к выполнению договоренностей и активно требуют того же от окружающих, т.е. сознательны и надежны - на них можно положиться в любом деле. При принятии решений эти люди действуют самостоятельно, но зависят при этом от общепринятых представлений, что заставляет их часто идти на компромиссы. Коротко тип таких людей можно назвать «лояльный лидер».

Каждая группа на модели имеет собственную пиктограмму, номер и образное название. Пиктограмма отображает характерное для группы сочетание зависимостей и свобод. Номер группы - это ее место в проранжированной последовательности, где ранжирование проведено по принципу "что хорошо, а что плохо для системы управления". А название подобрано так, чтобы вызывать у любого человека ассоциации, наиболее адекватные ключевым характеристикам группы.

Например, группа «Критик» названа так потому, что человек уже освободился от зависимости от общепринятых представлений, имеет собственное мнение по многим вопросам и способен нестандартно мыслить, но еще не готов активно распространять свои представления о правильности на других, не готов брать на себя ответственность за то, чтобы побуждать людей изменить свои представления на более правильные. При таком соотношении оценок человек, попадающий в эту группу, готов отвечать только за собственное понимание правильности, готов критиковать (применять к чему-либо критерии правильности и неправильности), не делая попыток что-либо поменять.

Позиционное пространство неоднородно. В целях повышения наглядности и обеспечения возможности визуального анализа это пространство окрашено в разные цвета, каждый из которых несет функциональную нагрузку. Чистые цвета чередуются со смешанными. Это признаки разной устойчивости позиционных характеристик. Иными словами, если оценки в паре полярны (1, 5, 11 и 15 группы), люди, попадающие в эти группы, занимают устойчивые позиции. Устойчивость говорит о том, что человек четко определился по отношению к обществу: если зависит, значит - зависит; если чувствует себя свободным - в этом не возникает ни малейшего сомнения.

Когда оценки в паре оказываются с одной стороны от середины шкал, такое сочетание называется неустойчивым, конфликтным: выше середины - напряженным, ниже - нерешительным. Конфликтное сочетание характерно для 8 групп. И еще для 4 групп характерно двойное конфликтное сочетание. Неустойчивость говорит о двойственной природе человека. Тому же «Модификатору», например, приходится быть одновременно и зависимым от общепринятых представлений, и умеющим самостоятельно мыслить. Попытка совмещать мало совместимые вещи порождает дисбаланс в душе, держит человека в напряжении, заставляет его постоянно колебаться.

Области самоопределения

Если внимательно проанализировать пиктограммы в группах, то в позиционном пространстве можно обнаружить 4 больших области самоопределения человека по отношению к обществу, в каждой из которых все группы обладают каким-то одинаковым свойством. На модели эти области находятся в 4 квадрантах и имеют собственные цветовые обозначения, расположенные по периметру позиционного пространства. У каждой области свое название: Руководители, Исполнители, Специалисты и Комбинаторы соответственно.

Человек является Руководителем не потому, что занимает руководящую должность. Таковым его делают нормоцентризм, активность и социоидентификация, т.е. активная направленность на других людей, сознательное стремление вовлекать их в реализацию своих планов, будь то обеспечение общественной стабильности или желание усовершенствовать общепринятые представления, а также готовность подчинить свои интересы интересам общества. Именно это называется способностями к управленческой деятельности и делает человека лидером по натуре.

Отличительная черта Исполнителя - это его готовность реализовывать чьи-то замыслы. Прежде всего, эта готовность определяется социоидентификацией: ориентацией на других людей и общепринятые ценности, согласием с мнением большинства, признанием авторитетов. Помимо этого, такие люди характеризуются хорошей управляемостью, будь то в силу собственной сознательности или в силу высокой зависимости от обстоятельств, но сами управлять не могут, поскольку не готовы брать на себя ответственность за других людей.

Специалист характеризуется высокой самостоятельностью мышления, готовностью брать на себя ответственность за правильность принятых решений, способностью активно реализовывать свои идеи. Эти свойства существенно затрудняют управление таким человеком. И в то же время сам он также не способен управлять другими людьми, потому что склонен к самоутверждению, выпячиванию собственных идей и достижений. Это, скорее, противопоставляет его другим людям, отделяет от них, а не способствует их объединению в общих целях.

Особенностью Комбинатора является высокий уровень эгоцентризма и стремление уйти из-под влияния общества в основном за счет снижения зависимости от мнения большинства. Таким способом он оправдывает свою самодостаточность, создает для себя целую философию личного потребления. Все его действия носят зависимый, своекорыстный характер, т.е. он постоянно комбинирует, старается что-то выгадать в свою пользу, лавирует, пытаясь подстроить окружающих под себя и ориентируясь на удовлетворение своих интересов.

Позиционная модель личности наглядно демонстрирует основные закономерности самоопределения человека относительно общества. Благодаря этой модели, многие разрозненные факты, явления, понятия складывается в целостную систему. Теперь достаточно просто увидеть взаимосвязь зависимостей и свобод человека, наполнить их содержанием, понять закономерности духовного развития.

РИСК-анализ

Отнесение человека к той или иной группе осуществляется на основании группового анализа оценок, полученных с помощью теста «Позиция». Точность такого анализа - половина шкалы. Такой точности достаточно для качественного описания зависимостей и свобод человека. Однако для практических действий в сфере управления нужно более тонкое различение оценок. Такое различение осуществляется с помощью РИСК-анализа (аббревиатура составлена из первых букв слов Руководитель, Исполнитель, Специалист и Комбинатор).

Необходимость в таком анализе возникает потому, что в пределах полушкалы оценки людей могут достаточно сильно различаться. Да, каждому из них присуще одно и то же свойство, но у одного это свойство едва выражено, у другого оно отчетливо различимо, у третьего - зашкаливает. Если конкретное сочетание оценок представить как точку самоопределения на позиционном пространстве, то колебание оценок в пределах полушкал придает своеобразную подвижность этой точке. Например, если рассмотреть значение оценок по первым двум шкалам у «Манипулятора», то оно может быть как хорошо поляризованным, так и сближенным. В первом случае точка самоопределения смещается в область Комбинаторов, потому что для этого зависимость от своего хочу и своекорыстие являются определяющими факторами. Во втором случае человек начинает осознавать необходимость сдерживать свои желания, скрывать их от окружающих. Здесь за счет старательности точка самоопределения смещается уже в область Специалистов.

До сих пор речь шла только о 4 шкалах теста. Позиционная характеристика человека универсальна, но тест «Позиция» создавался, прежде всего, для применения в сфере управления. Поэтому в тесте есть еще одна шкала, которая существенно влияет на подвижность точки самоопределения, особенно в области Руководителей. Посредством этой шкалы оценивается степень осмысленности человеком сферы управления. В это понятие входит, в частности, готовность человека применять при необходимости непопулярные меры. Имеется в виду, что управление большим количеством людей неизбежно приводит к тому, что чьи-то интересы ущемляются. Люди, чьи интересы затронуты, часто обижаются, начинают плохо относиться к руководителю. Так вот, высокий показатель по этой шкале говорит о том, что человек хорошо понимает неизбежность таких действий. Если он руководитель, то быстро просчитывает возможные варианты действий, находит оптимальные решения и знает, как поступать, чтобы минимизировать последствия. Если подчиненный, то с пониманием относится к непопулярным решениям руководителя. При низком показателе по этой шкале человек не может предвидеть последствия своих действий, старается избегать принятия такого рода решений, заискивает перед людьми, идет на поводу у своего желания хорошо выглядеть. Кроме того, неумение просчитывать варианты может привести его к еще более непопулярным действиям.

Когда речь идет об оценке способностей человека к управленческой деятельности, возникает необходимость более тонкого различения. Дело в том, что отнесение человека к той или иной группе осуществляется на основании довольно сложных критериев, в которых учитывается максимальное количество факторов. Критерий - это конкретный численный показатель оценки: при одной величине показателя человек еще руководитель, оценка меняется буквально на единицу - и он уже должен быть отнесен к другой группе. На самом деле, такое изменение носит вероятностный характер, т.е. человек, хотя и с натяжкой, но все еще может быть руководителем.

Вопрос решается просто. В позиционной модели личности такие переходные сочетания оценок называются ПО. Оценки человека, попадающего в область ПО, говорят о том, что управленческий Потенциал работника имеет некоторые Особенности. Если работник давно занимает управленческую должность, попадание его в эту категорию говорит о том, что при повышении или перемещении на другую должность на управленческие способности работника следует посмотреть более пристально. В отдельных случаях ПО помогает объяснить особенности поведения такого руководителя. Если же речь идет о резерве на выдвижение, то ПО означает, что при назначении на руководящие должности объем передаваемых работнику Полномочий целесообразно Ограничить. Чаще всего речь в этом случае идет об установлении верхней границы при повышении. Возможно, в ходе практических действий человек пересмотрит свою позицию. В этом случае такое ограничение будет снято.

Приспособленцы
Рис. 3. Приспособленцы

Существует еще одна область самоопределения, которая заслуживает особого рассмотрения. Это область ПР - приспособленцы (см. рис.3). Если рассмотреть ту половину позиционного пространства, название которой дает полюс эгоцентризма, то становится видно, что у всех 8 групп, расположенных в этой половине, закрашена верхняя половина первой шкалы. При высоком значении этой оценки человек ориентирован на свое хочу, и от давления общества уходит в сферу личного потребления. А вот снижение оценки означает, что этот человек начинает осознавать, что открыто проявлять свои потребительские наклонности себе дороже. Это осознание приводит к тому, что такой человек старательно скрывает от окружающих свою зависимость, приспосабливаясь к внешним требованиям и создавая видимость ответственного человека.

Необходимость обращать на это явление особое внимание продиктована тем, что внешне старательность очень похожа на сознательность. Если речь идет о рядовых работниках, то старательность - это весьма ценное качество. Проблема же заключается в том, что такие работники закономерно попадают в поле зрения руководства и, поскольку выглядят ответственными и надежными, зачастую получают назначения на руководящие должности. Но сколько бы такой человек ни старался производить впечатление, он на самом деле ориентирован на удовлетворение своекорыстных интересов и не способен делать сознательный выбор между хочу и надо. Поэтому в ситуации, когда постоянно нужно следовать надо, он не готов отвечать не только за других людей, но даже за себя, т.е. он ненадежен и, следовательно, не способен быть руководителем. И только РИСК-анализ позволяет уйти от поверхностной оценки и вскрыть сущностные особенности таких людей.

Таким образом, основное назначение РИСК-анализа - количественная оценка позиции человека с целью точной локализации точки самоопределения. Практически, этот анализ позволяет осуществлять дифференциальный диагноз позиций, определять, соответствуют ли управленческие способности конкретных людей должностям, которые они занимают, годится ли конкретный человек в руководители, каков потенциал его развития, как им управлять, как его обучать и на что при этом следует обратить внимание, стоит ли вообще вкладывать средства в его обучение и т.д.


к следующей части текста