к предыдущей части текста

Целостный взгляд на организацию эффективного управления

Для создания эффективно действующей системы управления необходимо определить приоритеты в организации управления нулевого, первого и второго порядка и расстановке руководителей с различными управленческими способностями. Не менее важно при этом придерживаться определенных принципов, следование которым позволит действовать целенаправленно и достичь результата оптимальным образом.

Приоритеты в организации управления

Если посмотреть на организацию управления в целом, то вырисовывается следующая картина. Управление нулевого порядка дает наиболее ощутимый эффект, поскольку ориентировано на получение результата, однако этот эффект возможно получить только в том случае, если каждый работник выкладывается полностью. Выкладываться полностью может только очень сознательный человек, душой болеющий за общее дело. Понятно, что таких весьма мало. Всех остальных требуется соответствующим образом мотивировать, чтобы добиться от них требуемой результативности, а это уже задача управления первого порядка. Из этого рассуждения следует вывод, что управление нулевого порядка невозможно осуществить без организации управления первого порядка. Другими словами, несмотря на то, что получение результата более значимо, по сравнению с управлением нулевого порядка организация управления первого порядка более приоритетна.

Управление результатом и результативностью – это управление людьми, и когда их много, появляется необходимость в создании системы управления. Так вот, обеспечение целостности деятельности возможно только при высокой управляемости этой системы: лишь в этом случае все работники будут действовать согласованно. А обеспечение устойчивости деятельности возможно только при высокой адаптивности системы управления: лишь в этом случае предприятие сможет своевременно изменять стратегию и тактику своего поведения на рынке и перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями. Из этого следует, что эффективное управление результатом и результативностью в масштабах всего предприятия невозможно осуществить без организации управления второго порядка. Другими словами, ни результат, ни результативность не будут достигнуты, если деятельность предприятия не является целостной и устойчивой.

Главный вывод заключается в том, что управление первично, а результат вторичен. И руководитель, желающий добиться успеха, прежде всего должен направить свои усилия на создание эффективного управления и организовать регулярное управление второго порядка, и лишь затем заняться организацией управления нулевого и первого порядков, уделяя приоритетное внимание последнему. Любая другая последовательность действий будет заведомо менее эффективной.

Приоритеты в расстановке управленцев

В соответствии с позиционной теорией управления для получения заданного результата необходимо организовать эффективное управление нулевого порядка, т.е. задействовать все ресурсы предприятия и согласовать усилия всех работников. Когда этот результат зависит буквально от каждого, любой сбой в организации деятельности и управления тут же сказывается на нем. Вот почему так важно, чтобы каждый руководитель постоянно держал в голове положение дел на своем участке работы и реагировал на изменения ситуации всегда, когда надо. Из этого вытекает необходимое и достаточное требование к способностям руководителя, задействованного в достижении результата: такой руководитель должен быть исполнительным, т.е. ответственным и надежным, чтобы на него всегда можно было положиться.

Этому требованию отвечают люди с низким уровнем эгоцентризма и высоким уровнем нормоцентризма, т.е. имеющие, как минимум, 1 степень свободы. При назначении человека на руководящую должность именно по этому признаку оценивается его годность к управленческой деятельности. В отдельных случаях, когда требования к согласованности деятельности не столь высоки, допустимо назначение на низшие руководящие должности людей, обладающих индивидуальным сознанием, т.е. имеющих 0.5 степени свободы, а иногда и вовсе просто старательных. В последнем случае для решения каких-то узких задач их уровня исполнительности может оказаться вполне достаточно.

В соответствии с позиционной теорией управления для получения требуемой результативности необходимо организовать эффективное управление первого порядка, т.е. замотивировать каждого работника так, чтобы он действовал с полной отдачей. Для этого от руководителя требуется умение хорошо ориентироваться в ситуации, тонко подмечать и учитывать множество факторов, умение использовать знания о зависимостях и свободах подчиненного, хорошо развитые навыки убеждения. Вот почему такой руководитель, как минимум, не должен зависеть от общепринятых представлений, обладать нестандартным мышлением, собственными критериями правильности. А как максимум, он должен обладать развитым эгоизмом и быть лидером, т.е. брать на себя ответственность за то, чтобы делать свою личную правильность общепринятой, активно вести людей к реализации своих представлений о лучшем устройстве общества.

Иными словами, организация управления первого порядка по сравнению с организацией управления нулевого порядка предъявляет к руководителю более высокие требования. Фактически, описанным выше требованиям отвечают люди, имеющие 1.5 или 2 степени свободы. Именно по этому признаку следует отбирать работников для указанной деятельности среди остальных руководителей.

Наконец, управление второго порядка – это технология высокого уровня, последовательное применение которой, во-первых, доступно только людям с 2 степенями свободы, потому что только они способны в полной мере оценить значимость этого вида управления и реализовать его в полном масштабе. А во-вторых, именно эта технология и выталкивает людей с такими способностями в верхние слои управления.

Единая кадровая политика

Руководитель малого предприятия сам подбирает себе управленцев. Руководитель большого предприятия вынужден часть полномочий по подбору и расстановке кадров делегировать среднему звену управления - начальникам цехов и отделов. Практика проведения диагностики на различных предприятиях показывает, что каждый из них действует в соответствии со своими способностями и руководствуется теми принципами, которые ему понятнее и ближе, в результате чего свойства систем управления в направлениях деятельности и подразделениях существенно отличаются. Фактически, это свидетельствует о том, что формирование систем управления происходит достаточно стихийно. И чем больше предприятие, тем менее управляемым является процесс подбора и расстановки кадров.

Единственный способ сделать формирование системы управления управляемым заключается в том, чтобы ввести единую кадровую политику. Кадровая политика устанавливает для всех руководителей единые принципы подбора и расстановки кадров и делает их обязательными для выполнения. При этом должны быть созданы механизмы, с помощью которых отслеживается соблюдение этих принципов каждым руководителем и оказывается определенное воздействие в случае каких-либо отклонений от выбранного курса10.

В таком понимании реализовать кадровую политику в полном объеме возможно только на основании результатов диагностики системы управления. Дело в том, что свойства системы управления выражены в количественном виде, следовательно, являются прямыми показателями кадровой деятельности, которые можно доводить до руководителей в качестве ориентиров, поощрять за их выполнение или наказывать за невыполнение.

Таким образом, Позиционный Метод позволяет сделать процесс формирования нужных свойств системы управления целенаправленным и хорошо управляемым. Ниже сформулированы принципы, которые могут быть положены в основу единой кадровой политики, создаваемой на предприятии. С помощью этих принципов целенаправленную деятельность по формированию системы управления можно осуществлять на трех уровнях11.

Персонал

Подразделение

Система управления в целом

Заключение

Позиционный Метод – новое измерение общественной мысли. Из этого следует “всего лишь” то, что все сферы общественного существования должны быть пересмотрены и выведены в новое измерение, в котором Человек всегда занимает определенную Позицию как по отношению к обществу, так и по отношению к Действительности в целом. И практическая реализация Позиционного Метода в сфере управления - неопровержимое тому доказательство.

Июнь 2002 года